История
обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки довольно быстро
приспособились к суровой действительности, поняли, что исповедовать нудизм
хорошо лишь в тепличных условиях и догадались сшить себе одежду и обувь из
шкур. Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе,
штат Миссури, США, пришел к выводу, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на
западе Евразии. Он проанализировал особенности скелета живших там в эпоху
среднего и позднего палеолита людей, обращая внимание на мизинец стопы,
заметил, что мизинец становился все слабее, а затем и начала изменяться и форма
стопы. Все дело в обуви, решил ученый.
По мнению
исследователей, первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то
вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. Правда, это
всего лишь догадки: до наших дней меховые туфли со стельками из сена не дожили.
Сведения о том, какую
обувь носили в Древнем Египте, более достоверны: сандалии
из пальмовых листьев или папируса прикреплялись к ноге кожаными ремешками.
Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценные камни.
В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за
порогом.
У ассирийцев,
кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были в ходу и высокие
башмаки, очень напоминающие современные.
Древние
евреи носили туфли из кожи, шерсти, тростника и дерева. Традиция
предписывали снимать обувь в присутствии гостя, которому хозяева хотели
выразить свое особое уважение.
В
Древней Греции, кроме простых сандалий умели шить полуботинки
с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног
и пользовавшиеся большим спросом у женщин и эндромисы - сапоги
без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной
пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной,
на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому
открытию способствовали куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями
обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью "Следуй за
мной".
У римлян
существовало два вида обуви: calceus - туфли, закрывающие всю
ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком и solea - сандалии,
прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющийся к стопе ремешками.
Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Женская
обувь была в основном белого цвета, мужская - черного. В особо торжественных
случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и
жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи одним.
Скифские
племена, по одной из гипотез - предки восточных славян, предпочитали
мягкие высокие сапоги, в которые они заправляли штаны. Эти
сапоги, напоминающие кожаный чулок, обтягивали ногу с помощью ремней,
охватывающих ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные
чулки с пришитой войлочной подошвой. По верхнему краю чулок часто нашивались
полосы с орнаментом из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги
с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен - так, чтобы был виден
орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из
чередующихся квадратиков меха и кожи (или меха и цветного войлока). В итоге
обувь выглядела настолько своеобразно, что древние прозвали ее
"скифской".
Женская
обувь скифских народов - полусапожки - чаще всего
изготовлялась из тонкой кожи красного цвета и была богато орнаментирована. По
месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной
тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы -
для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить. Богатая отделка
подошв скифской обуви особенно удивляет историков: такие украшения имели место
только при обычае сидеть, сложив ноги пятками наружу так, как это было принято
у степных народов Азии.
Средневековая
Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение
претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами,
которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами.
Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому
вся знать должна была носить только такую обувь. В ХIV веке длина туфель
отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на
полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера
ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к
ноге бечевкой.
XV век
принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и
шире. Чтобы они выглядели поизящнее, обувщики придумали прибивать к ним
деревянные каблуки. Женская обувь того времени ничем не примечательно: приличия
не позволяли дамам показывать даже носки туфель. Зато мужчины оторвались по
полной программе и щеголяли в ботинках на высоких красных каблуках.
В конце
XVII - начале XVIII веков произошло еще одно значимое для развития
обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки
на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка
и парчи.
И если раньше,
когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то
со временем их стали делать выше. Обувь, отделанную шитьем и другими
украшениями, охотно выставляли напоказ. Своего предела высота подошвы и
каблуков достигла в начале XVII века.
В Европе в моду
постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и
расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х
годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на
ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.
Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного,
голубого, желтого и других цветов. Сапоги с широким округлым носком
продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета, но их надевали, как правило,
только для верховой езды.
Однако все изменила законодательница моды Франция. В середине XVII века Людовик
XIV, страстный поклонник верховой езды, вводит в моду сапоги, голенища которых
отныне становятся довольно широкими, а отвороты обшиваются кружевом. Любимыми
цветами провозглашаются желтый и светло-коричневый, позже - черный,
темно-шоколадный и белый. Башмаки знать надевает исключительно для парадных
случаев. Модные пары шьются из белого атласа, на высоких красных каблуках и с
большими розетками на подъеме. Для защиты обуви от сырой погоды носили что-то
вроде галош из твердой кожи или же деревянные подвязные подошвы. В XVIII веке,
во время господства рококо, в моду вновь входят остроносые туфли и сапоги,
еще больше возрастет значение украшений и декора - прежде всего пряжек,
шнуровок и бантов на высоких подъемах.
Эпоха
Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. С середины XIX
века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные
ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и
застежки. Самая модная модель того времени - полуботинки с меховой отделкой на
каблучке-"рюмочке" средней высоты.
Новаторство
двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает
повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы
очередной бум переживают сандалии, а после Второй мировой
дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа:
войлоком, парусиной, резиной.
Обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, но, как и прежде,
оставалась признаком социального различия владельцев. Так, аристократическая
обувь - узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке. В зависимости от
назначения носили туфли кожаные и атласные, замшевые и
шелковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах. Основной
обувью мужчин были сапоги, а также штиблеты и полусапоги.
Российских башмачников начала прошлого века называли "волчками" за
то, что обувь они тачали в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей как
одинокие волки, Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали
заказать модные туфли многие заграничные модники.
В наш век
совершенствуются не столько колодки, стельки и модели обуви, сколько формы розничных
продаж. Появляются обувные бутики, магазины, ярмарки, рынки. В 2002 году в
Великобритании открывается первый обувной каскет, заполняя обширную пустующую
нишу между бутиками и стандартными магазинами.